Самоанализ педагогической деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление следующих важных личностных характеристик выпускника, которые необходимы на протяжении всей жизни, во всех видах социальной и профессиональной деятельности: активное и целенаправленное познание мира, владение основами научных методов его познания, готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, мотивацию на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  • Моделирование и анализ жизненных ситуаций;
  • Использование активных и интерактивных методик;
  • Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Активные методы – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Важность использования АМО в обучении связывается со становлением информационного общества. Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны на мировом рынке необходимо непрерывно осваивать постоянно появляющиеся новые знания и умения. Однако невозможно бесконечно увеличивать сроки обучения. Для решения данного противоречия, необходимо искать пути интенсификации получения образования, именно поэтому активные методы обучения, сегодня становятся важной составляющей образовательного процесса.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде, принятие ответственности за себя и команду – формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность качество обучения.

По содержанию, входящие в технологию АМО представляют упорядоченную систему, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.  

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия. Этапы: инициация (приветствие, знакомство), вхождение или погружение в тему (определение целей урока), определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).

Например, на этапе инициации я использую такие активные методы, как «Теремок», «Круг ладошек», «Северное сияние», «Мы похожи и мы такие разные», которые как разрабатываю сама, так и использую, созданные коллегами. Использование таких активных методов позволяет с первых минут сконцентрировать внимание участников на образовательном процессе, настраивает на дружественный и позитивный лад.

Одним из важнейших эффектов технологии АМО является эффективная мотивация обучающихся. Для достижения большего эффекта использую методы «Пирог», «Листопад», «Снежинки», «Мыльные пузыри», «Ложка дегтя в бочке меда», «Интервью», «Письмо из прошлого», что позволяет обучающимся самостоятельно выбрать цели обучения, спрогнозировать, какие могут возникнуть трудности во время обучения.

Фаза 2. Работа над темой. Этапы: закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания), интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации), проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока).

На этапе проверки домашнего задания применяю не только активные методы, такие как «Раз ромашка, два ромашка», «Пчелы и соты», «Найди ошибку», «Светофор», но и визуальные средства, такие как кроссворды, ребусы, анаграммы и другие мультимедийные средства, созданные с помощью программ Power Point, Exel, Notebook.

Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний.

На этапе передачи и объяснения новой информации использую методы инпута – «Мозговой штурм», «Кластер», «Банк», «Сокровища Атлантиды». Инпут это небольшое сообщение на 10-15 минут, акцентирующее внимание на основных понятиях или навыках.

На этапе проработки содержания перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Достижение обучающимися необходимого уровня понимания нового материала, новых принципов, новых отношений, критический анализ ценностей и принятие нравственных установок, возможно только при пропускании их через себя, осмыслении и осознании. Самопознание через полученную извне информацию, активная ее переработка и предметное рассмотрение, оценка себя и своего поведения в различных ситуациях – это важнейшее условие личностного роста и развития.

Здесь на помощь мне приходят проблемные, эвристические методы, модульная технология, технология веб-квестов. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. Итогом этого этапа является образовательный продукт (карта, презентация, буклет и т.п.). Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений.

В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия. Этапы: эмоциональная разрядка (разминки), подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Важным моментом является снятие напряжения, небольшое расслабление, отдых физический и эмоциональный. На этапе эмоциональной разрядки я провожу физминутки под музыки или минутки релаксации, так же при возможности выхода в рекреацию использую активные методы «Море волнуется», «По порядку становись», «Полундра».

Одним из ключевых этапов технологии АМО является рефлексия. Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.

Технология АМО в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательного процесса. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

На данном этапе важна не только самооценка, но и взаимооценка. Для учета мнений всех участников образовательного мероприятия я использую листы оценки, с критериями, которые учитывают работу участников группы, оценивают результат работы каждой группы, оценка за урок выводится на основе набранных баллов, согласно установленных критериев.

Яндекс.Метрика